ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

Валгуснова Е. Н. (ПДМ 113), Грязнова Т. М.

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Современные условия интеграции России в мировое сообщество, при­соединение к Болонскому процессу с целью сближения с европейскими стра­нами и определения общих ориентиров в оценке качества образования обу­словливают необходимость значительных изменений в отечественной систе­ме музыкально-педагогического образования.

Эта необходимость связана еще и с тем, что идет глубокий процесс мо­дернизации общеобразовательной школы. Главную задачу, стоящую перед современной школой, определил президент Российской Федерации Д. Мед­ведев: «Школьное образование должно быть построено так, чтобы выпуск­ники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реа­гировать на разные жизненные ситуации» [3, с. 15].

Школьное образование сегодня, как подчеркивается в концепции «На­ша новая школа», представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как ин­дивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подго­товленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь разви­тия страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллекту­альным нам удается сделать общее образование, зависит благосостояние на­ших детей, будущих поколений.

Главным результатом современного музыкального образования в условиях школы должно стать его соот­ветствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать музыкально-дидактический материал на уроке  музыки в начальной школе необходимо не только с учетом методических достижений прошлого, но и применять те способы, технологии, которые пригодятся: в будущем.

«Естественно, такая школа требует и новых подходов к учебному процессу, новых учителей. Понадобятся пе­дагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и по­нимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессио­налами в музыкально-педагогической деятельности, других областях, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность современной школы» [1].

Не случайно в национальной инициати­ве «Наша новая школа» считается, что «модернизация и инновационное раз­витие — единственный путь, который позволит России стать конкурентоспо­собным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем на­шим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейши­ми качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбрать свой профес­сиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [1].

Исходя из этого, сегодня в школе идет процесс переосмысления сущности и качества музыкального образовательного процесса. Актуальным становится вопрос о том, как научить учащихся воспринимать и понимать художественный контекст изучаемых музыкальных произведений, с учетом инновационных подходов.

Работа над художественным образом вокально-хорового произведения – это целенаправленный музыкально-педагогический процесс по формированию у детей способности переживать, понимать, любить и оценивать явления музыкального искусства, духовно обогащаться в ходе музыкальной деятельности. Средством, с помощью которого осуществляется работа над художественным образом вокально-хорового произведения, служат различные виды музыкальной деятельности: активное слушание (восприятие), сообщение-эссе об истории создания произведения, с использованием Интернет-ресурса, вокальное исполнение педагогом, или в записи, использование разнообразного раздаточного материала по тематике музыкального произведения.  Но, пожалуй, самое важное в проведении уроков музыки – это умение учителя заинтересовать ребят музыкой, разнообразным миром музыкальных образов. Вот здесь-то и начинаются самые сложные задачи, от решения которых зависит в дальнейшем отношение ребят к музыке, как явлению культуры в жизни человека и общества в целом.

В чем мы видим суть инновационных подходов к современному уроку музыки, к процессу постижения художественного образа вокально-хоровых произведений? Прежде всего, это изменения и совершенствование учебно-методического процесса, его организации и в частности, необходимость  шире использовать творческие диалоги, диспуты с учащимися для установления устойчивой обратной связи.

  1. Чрезвычайно важно формировать у обучающихся ценностное отношение к окружающему миру, родителям, учителям, друзьям, к позитивной деятельности, учебе и так далее. Нужно помочь им изменить отношение к получе­нию музыкально-теоретических представлений и знаний; оно должно стать ценностным. И здесь огромные потенциаль­ные возможности для творческого диалога учителя и учащихся.
  2. Необходимо обеспечить учеников учебно-методическим сопрово­ждением. Нужно разрабатывать презентации, с ярким хоровым исполнением изучаемых произведений, применять в музыкально-педагогическом процессе новое поколение учебников, учебных посо­бий, экспериментальных элективных курсов, нужны проблемные консульта­ции с учителями гуманитарного блока, родителями учеников.
  3. Особого внимания требует организация домашней (самостоятельной) работы учащихся. Необходимо учить молодое поколение самостоятельно добывать знания.
  4. И главное, сам учитель музыки должен быть другим: он должен прежде всего нау­читься понимать и принимать современного растущего человека, сформировать позитивную концепцию «Я — учитель», «Я — воспитатель», «Я — личность», «Я — профессионал».

Таким образом, инновационные формы работы над художественным образом вокально-хоровых произведений в контексте инициативы «Наша новая школа» будут способствовать целостному развитию личности учащихся, формированию образного мышления, музыкальной  культуры, самовоспитанию и мобильности в современном мире.

Инновационные формы работы над художественным образом вокально-хорового произведения (творческие дискуссии, диалоги, тестирование, деловая игра, «мозговой штурм», использование Интернет-ресурсов, пробуждает и укрепляет эмоциональные и рациональные элементы детского восприятия, способствует формированию эмоционально-образной сферы, интеллектуальной осведомленности и опыта практического освоения элементов вокально-хоровой грамотности при пении детских песен. В этом смысле вокально-хоровое искусство наиболее действенно влияет на проявление творческой инициативы детей, их готовности заниматься музыкой, искусством. Известно, что глубина духовных и нравственных убеждений учащихся в процессе работы над художественным образом вокально-хоровых произведений зависят от степени их проникновения в эмоциональную область их сознания. Именно поэтому на развитие и совершенствование эмоционально-образной сферы ученика  направлены все виды инноваций художественного и музыкально-эстетического образовательного процесса.

Чувство удовлетворения от сознания собственной полезности порождает желание добиться еще больших успехов в овладении исполнительским мастерством, формирует потребность трудиться, настойчиво и целеустремленно добиваться успехов в учебе, преодолевать трудности, что связано с формированием и проявлением волевого начала, самостоятельности, творческой активности

Таким образом, задача учителя музыки заключается в том, чтобы музыкально-образовательный процесс урока музыки в общеобразовательной школе был направлен не только на изучение музыкальных произведений программы, их художественно-эстетической ценности, но также и на оптимизацию всех сущностных сил учащихся, формирование их духовного мира, с целью привить им определенные морально-нравственные качества, нормы поведения и активной жизненной позиции; оказывать помощь в социализации, выборе мировоззренческих позиций, воспитывать чувство ответственности и коллективизма.

Литература

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Президент РФ Д. Медведев. Приказ № 271 от 4 февраля 2010 г.
  2. Сафронов Б. В. Г. Инновации в музыкально-педагогическом образовании / Б. В. Сафронов // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 121 – 126.

Добавить комментарий